Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Александр Юрьевич НайденовОб авторе: Живет в Екатеринбурге. Работал инженером-дозиметристом в НИИ и на атомном... >>> |
Эдит ПодховникОб авторе: Преподаватель русского языка в Грацком университете прикладных наук (Австрия)... >>> |
Ольга РеймоваОб авторе: Родилась в 1939 году в городе Уфе, член МГО СП России, член Русского... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Азамат ГабуевДядя Алик. Рассказ
Прозаик, родился во Владикавказе. Публиковался в журналах «Октябрь», «Дарьял», Beletra Almanako и «Дружба народов». Использовал псевдоним Джонни Рамонов. Участвовал в Форме молодых писателей России и зарубежья (2013). В 2009 году вошел в лонг-лист премии «Неформат», в 2011 году – в лонг-лист премии «Дебют». Живет в Москве. Участник семинара прозы Совещания молодых писателей СПМ (2016).
Лия иногда видела раздавленных кошек по утрам, когда дядя Алик отвозил ее в школу. Обычно дядя Алик давил на газ, переключал музыку или заговаривал о чем-нибудь, надеясь, что Лия не заметит их. Лия делала вид, что это действует: не морщилась, не зажмуривалась, не вертела головой. ? Тот мальчик, которого ты уколола циркулем, он еще приставал к тебе? Передняя подвеска, топливный бак и глушитель проносятся над пушистым тельцем. ? Нет, ? отвечает Лия. Школа находится к востоку от дома дяди Алика, и когда машина выезжает на прямую, бледнеющее утреннее солнце встает в конце коридора из сотен собственных отражений. Лия надевает темные очки – такие же, как у дяди, и не собирается снимать их, пока не начнется урок. Проходя по школьному коридору, освещенному ртутными лампами на потолке, не удостаивая кивка расступающихся и что-то шепчущих друг другу в уши одноклассников, она думает о Моисее и Красном море и почти уверена, что зрачки за черными стеклами ее очков в это время сжаты до узких вертикальных полосок. Когда учительница входит в класс, Лия снимает очки, смотрит вниз, несколько раз моргает, давая зрачкам прийти в норму, и, наконец, поднимает голову. Нужно быть осторожной, чтобы не выдать себя. Через три парты от Лии сидит мальчик Антон с перевязанной ладонью. Он живет в двухкомнатной квартире с безработной матерью и младшим братом, которому всего четыре. Одну комнату мать сдает приезжему студенту. Деньги, которые он платит, быстро заканчиваются. В начале месяца Антон ест красную рыбу под сыром и майонезом, а в двадцатых числах заедает макароны хлебом. К матери часто приходит с ночевкой ее друг – пожарный, и тогда Антон до утра сидит на кухне и пялится в планшет. Пожарный чувствует себя главным в доме. Мать просит не спорить с ним, потому что он мужчина, а значит, всегда прав. Младший брат, родившийся через месяц после смерти отца, радуется шоколадным яйцам, которые приносит пожарный. От того, что у матери слабый слух, все в доме кричат. В квартире установлен специальный звонок для глухих. Когда кто-нибудь на пороге нажимает кнопку, все лампочки разом мигают, из-за этого иногда по ночам в комнате студента раздается крик: «Черт, мои глаза!» В школе Антон появляется невыспавшимся и нервным. Недавно он прошептал за спиной Лии: «Пархатая», – а потом проорал на весь класс еще несколько ругательств, морщась от боли и прижимая к животу руку с торчащим из нее циркулем. ? Этого больше не повторится, ? обещал дядя Алик в кабинете директрисы. ? Лия примерная ученица, ? директриса убрала белый конверт без надписей в ящик стола. – Мы не хотим создавать ей проблемы из-за одного недоразумения. Лия вместе с другими учениками кочует из класса в класс и везде занимает переднюю центральную парту. Глаза Шекспира, Ньютона, Менделеева сменяют друг друга на стенах. Она чувствует, как эти глаза следят за ней и остаются довольны. Дядя Алик – адвокат. В его двухэтажном доме большая гостиная, где есть рояль и камин, и с двух боков камина глиняные фигурки кошек, доставшиеся от предыдущих хозяев и оставленные дядей Аликом в пренебрежение древним запретам своего народа. За каминной стеной кухня с белым столом и черными стульями на шахматном полу. Лия часто оставалась в этом доме в своей личной комнате на втором этаже, когда родители летали куда-то по делам. Как-то дядя Алик разбил телефон о стену, а потом поднялся и сообщил, что на этот раз она осталась у него надолго. ? А мама и папа? ? Они больше не прилетят. ? Почему? ? Как бы тебе сказать. У них были беспосадочные билеты. Только на небо. Понимаешь? ? Они как Илия? ? Да, что-то вроде того. Они были как Илия, и Лия теперь часто допоздна сидела в своей комнате с раскрытой книгой на коленях. В окне за ее спиной взрывался Большой взрыв, закручивались спирали ДНК, хлопали крыльями птеродактили и черные дыры поглощали собственный свет. Когда дядя Алика мучила сердечная боль, Лия приводила его в чувство с помощью нитроглицерина, попутно читая лекцию о Нобеле и изобретении динамита. Ей нравились вечера, когда дядя Алик играл на рояле. Звук, как свет, просачивался в зазор под дверью, и тогда Лия откладывала книгу и выходила на лестницу. Внизу в стакане на крышке рояля волновалась золотистая жидкость, руки дяди Алика носились по клавишам, как два потревоженных тарантула, и в свете маленькой лампочки над пюпитром огромная тень его взлохмаченной головы на стене казалась рогатой. Лия не решалась спуститься в гостиную и пряталась, когда дядя Алик прерывал игру и тянулся за стаканом. Ей не хотелось привлекать внимания, не хотелось, чтобы он играл специально для нее: следил за позой, менял громкость, иначе расставлял акценты – ей было нужно вторжение на правах невидимки. Их разговоры о музыке закончились на одном коротком диалоге. ? Почему ты забросила скрипку? Может, стоит снова начать? ? Зачем? Чтобы я была совсем стереотипом? ? Тебя больше привлекает наука? ? Определенно. ? Да уж, это совсем не пахнет стереотипом. Ей не нравились вечера, когда приходили гостьи. Гостья всегда была одна, но редко одна и та же. Они являлись с дядей Аликом вечером пятницы, всегда стуча каблуками и громко смеясь. Голоса отличались друг от друга по тембру и высоте, но во всех них слышалось что-то общее: это были голоса, полные алкоголя, канцелярской пыли и одиночества. Лия старалась не видеть хозяек голосов. Она не выглядывала из своей комнаты, чтобы поздороваться, и молчала, когда дядя Алик звал ее. Вскоре он поднимался, открывал дверь и переносил ее, притворившуюся уснувшей, из кресла в кровать. На этом пути в несколько шагов Лия потягивалась и обвивала руки вокруг его шеи. Он мягко выпутывался из объятий, потом накрывал ее, поднимал с пола оброненную книгу, гасил свет и выходил. Только один раз она столкнулась с одной из этих женщин. Входная дверь открылась, когда Лия была в холле. ? Это Нина, ? сказал смущенно Дядя Алик. ? Она работает в суде. Нина улыбнулась и сделала шаг навстречу Лии. Лия сделала шаг назад, кивнула, буркнула: «Добрый вечер», - и убежала в свою комнату, где потом долго лежала, с силой жмуря глаза и вдавливая лицо в подушку, пока на внутренней стороне век не перестали мелькать короткая черная юбка с белой блузкой навыпуск, полураспутавшийся пучок черных волос, отделившийся от затылка, но еще не доставший до плеча, сумочка на длинном ремешке и пятнышко губной помады на подбородке. Утром Лия не спускалась к завтраку, пока не убеждалась, что они с дядей в доме одни. Как-то, ставя турку на огонь, она спросила: ? Ты не собираешься жениться? ? На ком? ? У тебя вроде широкий выбор. ? Не собираюсь. ? А зачем тогда тебе такой большой дом? Дядя Алик потер глаза и ответил: ? Когда-то собирался. ? А что случилось? ? Ничего. Неважно. Считай, что это твой дом. Лия налила кофе обоим, села и надломила тост: ? Скажи, а я красивая? ? Что за вопрос? Конечно, ты красивая. Хруст тоста, звон фарфора и: ? А мне кажется, что не очень. ? Перестань, Лия. Ты красивая. Как кобыла фараона. Лия засмеялась. ? Ты же слышал об Эйнштейне? Щетина на лице дяди пришла в движение от улыбки. ? Что именно? ? Ну, знаешь, если человек улетит куда-нибудь на очень большой скорости, то время у него будет идти медленнее. ? Хм, правда? ? Не прикидывайся, ты знаешь это. Я уже не маленькая. Мне скоро одиннадцать. ? Извини. Да, я знаю про теорию относительности. ? А будь у тебя возможность, слетал бы так? ? А зачем? ? Ну, ты бы прилетел все еще такой же молодой, а я была бы уже взрослая. Остатки похмельного дурмана слезли с дяди Алика, как старая змеиная кожа. ? Не говори глупости. Ты моя племянница. ? Именно потому, что я племянница адвоката, я знаю законы. Там нет запрета. ? И космического корабля у нас тоже нет. Лия запихала в себя остатки завтрака и встала из-за стола. ? В планетарий сегодня иди сам. Или пригласи одну из этих. Правда, к обеду она сняла свою дверь со щеколды, а вечером уже разглядывала осколки метеоритов в стеклянных ящиках и гуляла среди макетов планет под руку с дядей. Ночью же ей снилось, что она стережет виноградник, и по дальним холмам скачет еле различимая, но знакомая фигурка пастуха.
Однажды в перемену перед последним уроком в класс вошли директриса и мужчина в деловом костюме. Мужчина встал у доски, заложив руки за спину, а директриса стала шептать на ухо учительнице, и та прикусывала губу и несколько раз поворачивала глаза в сторону Лии. Наконец учительница произнесла: ? Аронова. Лия поднялась. Дети, и без того смирные, в присутствии директрисы совсем умолкли, и в установившейся звонка тишине учительница сказала: ? Собирай рюкзак. Тебе нужно домой. ? Но у нас же контрольная, ? возразила Лия, для которой школа вдруг превратилась в крепость. ? Тебе ее можно и не писать. Я и так знаю, что ты получишь пятерку. Класс зашелестел тетрадями и зашипел. Только бледный Антон приподнялся за своей партой, будто собираясь так помешать увести Лию. ? Это господин Кац, ? сказала директриса уже за дверью класса. – Он работает в одном бюро с твоим дядей. ? Мне поручили отвезти тебя домой, ? сообщил Кац. ? Кто поручил? Дядя Алик? ? Нет. Но он бы это одобрил. Лия отставала на шаг, пока они шли по пустому коридору к выходу, и слышала журчание электричества в длинных стеклянных трубках под потолком отчетливее собственных шагов. Директриса кашлянула: ?Ну, ладно, теперь нам в разные стороны. ? До свидания. Спасибо, что приняли меня. Кац вел машину совсем не как дядя Алик: он не превышал скорость, уступал дорогу и останавливался ровно перед стоп-линиями. К середине пути это начало раздражать Лию. ? Развернитесь, ? потребовала она. ? Зачем? ? Я забыла солнечные очки. Они стояли перед светофором, Кац повернулся к ней и посмотрел в глаза: ? Сейчас пасмурно. Они тебе не нужны. Позже я съежу и заберу их.
В открытую дверь дома Лия зашла вслед за Кацем и вслед за ним подошла к приоткрытой двери спальни дяди Алика. На стуле рядом с кроватью сидел молодой человек в кипе и что-то пел, кивая головой. На пороге комнаты Лия услышала непонятные слова песни: «Ки малохов йецаве лох, лишморхо бехол дрохехо», – и почувствовала, будто с ее сердца вспорхнула большая черная птица и забила крыльями о грудную клетку. Она отступила, пытаясь не думать о простыне, принявшей очертания человека, и сбежала по лестнице в гостиную. Мужчина в черном костюме, широкополой шляпе и с длинной черной бородой ворошил кочергой пепел в камине, время от времени ударяя ею. ? Что вы делаете? – спросила Лия приблизившись. Бородач обернулся и отложил кочергу. Лия увидела в золе почерневшие осколки керамических кошек. ? Зачем? ? Негодные статуэтки. Но теперь все будет по-другому. Лия отвернулась и взглянула на отражение в крышке рояля: девочка в школьной форме, смуглая и худая, с пульсирующими жилами на шее и большими круглыми зрачками. За спиной показался мужчина в шляпе и положил руку ей на плечо. Она смотрела на отражение его бороды, вьющейся, как руно, с отдельными седыми прядями, серебряными спиралями вплетенными в общую массу, и ей казалось, что эта борода разрастается прямо на глазах, подобно плющу, опутывая саму Лию, рояль, камин, гостиную, весь дом и весь город.
|
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |