Мария Дмитриева

Нишевый продукт. Рецензия на блог YouTube

Признаюсь, до недавнего времени я ничего не знала о Виталии Кальпиди.



Моё знакомство с этим автором началось, конечно, с Википедии, где я обнаружила информацию не просто о поэте, но и – ни много ни мало – о составителе поэтических антологий, издателе, философе и критике. Чтобы было понятно моё удивление: для того, чтобы составить антологию поэзии, мало просто хорошо писать стихи (их можно и вообще не писать), надо обладать огромной эрудицией, широким кругозором, незаурядными познаниями в поэзии (в том числе знать «матчасть») и редакторским чутьём, необходимым для того, чтобы все стихи, как кусочки пазла, идеально сошлись в антологии или хрестоматии, и книга в итоге имела концептуальную целостность, а не разваливалась на отдельных авторов, как старая тряпка – на нитки.

И после всего этого – 318 подписчиков на канале You-tube? Канале, который существует аж с 2011 года?

Тогда я обратилась к стихам Виталия Олеговича. Если мы говорим о поэте и хотим что-то о нём понять, мы не можем не познакомиться с его текстами.

Передо мной не стоит задачи разбирать и анализировать творчество Виталия Кальпиди, поэтому я буду краткой. Его стихи безусловно интересны, сложны и фактурны. Уж на что я люблю длинные поэтические строки, на прочтение которых требуется полтора-два вдоха, здесь мне дыхания местами не хватало. Эти стихи сложно читать просто так, повинуясь случайно возникшему желанию, в них нужно вдумываться; такое чтение – это своего рода умственная работа. Поэзия Кальпиди – это интеллектуальный продукт, насыщенный символами, отсылками к другим поэтам, эффектными образами. Чувствуется, что автор любит писать стихи и получает удовольствие от структурирования слов и смыслов в поэтический текст.

Чего мне в этих стихах не хватило? – Я бы сказала, человечности. Для меня поэзия Кальпиди слишком рассудочна, интеллектуальна, почти совершенна в плане формы, и оттого читать её хорошо, когда хочешь занять ум, но не душу. Лирический герой укрыт формой стихотворения, как бронёй, за которую не пробиться. Почему, например, поэзию Аркадия Кутилова я ценю выше? – Потому что он не боялся в своих стихах быть несовершенным, он писал, как дышал, и оттого его лирическому герою сопереживаешь, разделяешь его чувства. Эти стихи проникают прямо в душу. Ну, и ещё он мог писать очень просто об очень сложных вещах.

 

Ну, а теперь о You-tube канале Виталия Олеговича.

Скажу честно, я не аудиал. Мне проще читать, чем слушать, а со стихами ещё хуже, потому что я читаю их со своей интонацией, и мне вовсе не интересна интонация автора (да простят меня авторы). Зачем слушать что-либо полчаса, когда можно за десять минут то же самое прочесть? Одним словом, я считаю you-tube каналы хорошим форматом, но не подходящим лично для меня.

Тем не менее, этот канал показался мне весьма интересным. В двух словах: канал Виталия Кальпиди такой же, как его стихи, и большей частью – об этих стихах. Сам автор определяет его как канал, посвященный современной русской поэзии. «Поэзия, - говорит Кальпиди, - самая экологически чистая и экологически важная деятельность человеческой души». Автор предупреждает нас, что на его канале мы будем «всегда находиться в зоне повышенной поэтической компетенции, а это в наши дни – редкость». Сразу скажу: автор нас не обманывает.

Канал Виталия Кальпиди содержит несколько типов видеороликов. Так, например, здесь есть рубрика «Репликант», где обсуждаются насущные для автора темы и проблемы, сформулированные относительно кратко: хронометраж таких роликов – до 15-17 минут. Например, здесь можно услышать мнение Виталия Кальпиди по поводу литературной премии, выпуска поэтической антологии или авторского сборника стихов.

Рубрика «Монологи поэта» - это более пространные размышления Виталия Кальпиди преимущественно о теоретических вопросах: как пишутся стихи, как делать антологию поэзии, что такое поэтический фестиваль и т.д. Фактически, это формат аудиолекции, как по содержанию, так и по времени (до 50 минут).

«Поэтическийвидеоарт» - это клипы, песни или видеоряды на стихи Виталия Кальпиди.

Интересна рубрика «Антология анонимных стихов», где Виталий Кальпиди читает тексты из книги «Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов».

В разделе «Голосовые связки» автор дает современным поэтам возможность выступить и прочитать свои произведения.

В рубрике «Информация» можно ознакомиться с интервью, данными Виталием Олеговичем, его биографией и мнением известных в поэтической среде людей о его творчестве.

Есть на канале раздел, информирующий зрителя о предстоящих проектах и акциях, планируемых Виталием Кальпиди и представителями Уральской поэтической школы.

Самая интересная рубрика канала – это, безусловно, «КОТ» - «Конференция одного текста». Именно поэтому я оставила её напоследок.

Формат рубрики необычный: Виталий Кальпиди берёт одно из своих стихотворений и приглашает двух специалистов-филологов по очереди провести разбор данного текста, а затем сам объясняет слушателям его смысл. Виталий Олегович считает, что стихи «по-разному понимать нельзя», по-разному их можно только «не понимать». У Кальпиди есть концепция стоп-смысла – окончательного смысла образа, метафоры и т.д., на котором настаивает сам автор. «Стихотворение можно и нужно читать только так, как его задумал автор». В рубрике «КОТ» наглядно демонстрируется, как по-разному порой толкуют один и тот же текст автор и эксперты-филологи (действительно эксперты – преподаватели вузов, кандидаты и доктора наук). Это настоящий «пир духа» для меня как для филолога, ведь разборы текстов по-настоящему профессиональные, качественные, сделанные на совесть. Тут и денотаты с сигнификатами, и «контрапунктирует метафору человечности» (правда, это уже не из Кальпиди), и прочая густо замешанная теоретическая филология. Я в вузе очень любила герменевтику – искусство толкования текста – и сейчас мне было чрезвычайно приятно слушать рубрику «КОТ». Тем не менее, я не согласна с Виталием Кальпиди в главном, хотя и уважаю его позицию. Безусловно, у поэта есть конечный смысл его стихотворения, который он, в меру своего таланта и владения изобразительно-выразительными средствами, вкладывает в поэтический текст. Но дальше начинается то, что поэт предвидеть не может: как его слово отзовётся. Выпустив текст в мир, автор уже более не может обеспечивать его смысловое единство в сознании читателей. Люди видят и думают по-разному, вплоть до того, что в одно и то же слово они могут вкладывать разный смысл. Именно поэтому стихотворение, преломляясь через индивидуальную картину мира, как луч света через призму, обретает новые оттенки значения, иногда далёкие от замысла автора. Но в этом, на мой взгляд, нет ничего страшного. Поэзия – это публичное творчество, и каждый читатель может понимать её по-своему, главное, чтобы поэзия пробуждала его эстетические и нравственные чувства, выполняла свою терапевтическую функцию и, в конечном счёте, делала читателя лучше. «Миссия поэта – создание новых смыслов», - говорит нам Виталий Кальпиди, и это не противоречит индивидуальному осмыслению стихотворения читателем.

Главная функция you-tube канала Виталия Кальпиди, безусловно, просветительская. Подписчик канала может познакомиться с современной поэзией, узнать о событиях литературной жизни, послушать издателей и критиков. Канал также открывает слушателю возможность для самообразования, повышения уровня эрудиции и расширения кругозора.

Все материалы, представленные на канале, сделаны на очень высоком профессиональном уровне (я сейчас говорю о содержании), все выступающие спикеры – известные в своих областях люди, мастера своего дела. В общем, канал Виталия Кальпиди – это качественный, дистиллированный литературный продукт, выдержанный и выверенный, без единого лишнего слова.

Тогда почему же у него только 318 подписчиков?

 

А, кстати, 318 подписчиков – это много или мало?

Путём простого гугления ищу you-tube каналы известных поэтов и писателей (качество их текстов в данном случае не является предметом обсуждения, важен сам факт известности и количество подписчиков).

Итак:

 

СолаМонова – 84 тысячи подписчиков.

Ес Соя – 45 тысяч.

Вера Полозкова – 10 тысяч.

Ах Астахова – 59 тысяч.

Ева Бергер – 446 тысяч.

Ирина Щеглова – 10,9 тысяч.

Анна Долгарева – 2 тысячи (правда, «Вконтакте», своего канала на you-tube у неё нет).

 

А вот, например, другие просветительские каналы, рассказывающие нам о мире современной литературы (из того, что находиться на первой странице поисковика):

 

«Книгоклуб» - 150 подписчиков.

«Kassandrion» – 378.

«Литературный» - количество подписчиков дипломатично не указано, но количество просмотров укладывается в три-четыре сотни.

 

И тут настало время поговорить о нишевом продукте.

Смотрим определения в интернете: нишевый продукт - это уникальный продукт, не имеющий конкурентов в своей области применения.

Или: нишевый продукт - специализированный продукт, рассчитанный на некую ограниченную аудиторию со специфическими запросами.

Оба эти определения хороши, и оба подходят к you-tube каналу Виталия Кальпиди.

Канал Виталия Олеговича действительно практически не имеет конкурентов в своей сфере. Во-первых, «академическая» поэзия не очень востребована «ширнармассами». Так, например, в литературных объединениях Омска, по примерной оценке Ирины Гореловой, состоит порядка двухсот поэтов и писателей. Странно думать, что в городе-миллионнике всего пара сотен пишущих людей. Просто далеко не всем пишущим людям интересно изучать теорию стихосложения и прочую «матчасть», выставлять свои рукописи на обсуждение и слушать замечания критиков, то есть, выполнять определённую систематическую работу по улучшению своих текстов и, в конечном счёте, по самообразованию и саморазвитию. Другие же люди просто не знают о существовании литературных объединений, потому что это, прямо скажем, не самое «распиаренное» в городе сообщество.

Канал Виталия Кальпиди уникален своим исключительно профессиональным с точки зрения содержания контентом и просветительской функцией, которую он выполняет исключительно на добровольных началах, потому что ни о какой монетизации канала говорить не приходится. Именно поэтому у него нет и не может быть широкой аудитории: содержание канала слишком сложно для массового слушателя. Если процитировать фильм МилошаФормана «Амадей», «Вы требуете слишком многого от королевских ушей. Он не может сосредоточиться больше, чем на час. Вы заставили его слушать четыре». В данном случае я не хочу как-то принизить массового слушателя, но темп современной жизни практически не оставляет человеку времени и сил на длинные умные тексты и ролики. Считается, что современный потребитель контента способен удерживать своё внимание около трёх минут, поэтому тексты и ролики всё сокращаются, а картинок и прочего развлекательного содержания становится всё больше. В настоящее время просветительство без простого, всем понятного языка и «развлекаловки» не работает для массовой аудитории (в т.ч. поэтому так мало подписчиков у обнаруженных мною просветительских литературных you-tube каналов, и само количество этих каналов очень невелико).

Виталий Кальпиди, похоже, и сам не думает о «массовости» своего канала. Он всегда говорит неспешно, поставленным голосом, идеально сложенными текстами без единого лишнего слова и без импровизации. Даже если Виталий Олегович где-то изредка вставляет сниженную лексику или шутку для оживления интонации – они находятся строго на своём месте, как позвонки в позвоночном столбе. Виталий Кальпиди не ставит своей целью развлекать слушателя. Его канал рассчитан на интеллектуально развитого, эрудированного, подготовленного подписчика, искренне любящего современную не-массовую поэзию. И у этого человека должно быть достаточно времени, чтобы слушать пятидесятиминутные ролики, наполненные чёткой, выверенной речью, без спецэффектов, а потом ещё уделить какое-то время рефлексии по поводу услышанного. И много ли таких подписчиков найдётся на просторах Рунета?

Если взять для сравнения, например, канал Солы Моновой (84 тысячи подписчиков, напомню), то мы увидим там в большинстве своём ролики с хронометражем до пяти минут, и каждый – как мини-спектакль, где есть всё: подобранные костюмы, антураж, чарующий тембр голоса, тщательно продуманный образ. Каждый ролик – практически клип. И её стихи цепляют, в том числе, потому, что они достаточно коротки и понятны. Они оказывают эмоциональное воздействие на слушателя, но при этом не требуют обдумывания, потому что написаны чётко, ясно и однозначно.

Таким образом, при очень мощном содержании канал Виталия Кальпиди провисает в форме. «Поэтическийвидеоарт» сделан слабовато, учитывая возможности современной компьютерной графики. Антураж студии, где ведутся записи роликов, самый простой и практически неизменный, в вечно тёмных тонах. Автор не старается экономить время своих подписчиков и их силы (согласитесь, что пятидесятиминутный профессиональный разбор текста одолеет не всякий). Продвижением своего канала Виталий Кальпиди тоже, как я понимаю, специально не занимается. Всё, что делается в этом направлении, – это набившие оскомину «подпишись - поставь лайк - кинь ссылку». Понятно, что продвижение канала и «развлекаловка» не входят в сферу интересов Виталия Кальпиди, он намного выше этих вещей, но при таких условиях его канал обречён оставаться нишевым продуктом – для интеллектуалов, философов и истинных ценителей академической поэзии.