АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Елена Соловьева

«Самый центровой фестиваль России»

Улетая с VI Всероссийского литературного фестиваля КУБ («Книга.Ум.Будущее»), мы с поэтом Ниной Александровой делились в аэропорту Красноярска впечатлениями. «Такое ощущение,  – удивлялась Нина, – что мы с тобой были на каких-то разных фестивалях!»  И немудрено: программа КУБа, который длился с 20 по 26 апреля, масштабом и щедростью вполне соответствует сибирской природе. Литературная неделя объединила 50 писателей со всей России, 12 городов края. «В нашей команде организаторов – 6 сотрудников Дома искусств, где я являюсь директором, – рассказывает организатор фестиваля Татьяна Поталовская-Шнар. –  А также множество друзей и партнёров. Без них проводить столь масштабное событие было бы просто не реально. Отдельное спасибо главному управлению культуры администрации города, библиотекам, кафедре рекламной и социальной деятельности Сибирского Федерального Университета. Также благодарим Фонд Прохорова, при поддержке которого мы можем реализовывать целый ряд мероприятий основной фестивальной программы, воплощать самые смелые замыслы». По итогу: свыше 180 событий, более 6000 посетителей. Программы и конкурсы, рассчитанные на продвижение литераторов края. Естественно, что каждый из гостей-участников КУБа успел увидеть только свой «кусочек», и цельную картину лучше складывать из совокупности мнений.

 

эргали гер

 

Эргали Гер, писатель, публицист (Москва)

 

Фестивали, подобные КУБу, для нашей страны не роскошь, а жизненная необходимость, иными словами – вопрос выживаемости, сохранения собственного «я» (так называемой «культурной идентичности») в условиях ускорения и глобализации всего. Красноярск и с географической, и с ментальной точек зрения идеально подходит для сшивки запада и востока страны в единое пространство культурных смыслов. Мистическая река Енисей подобна гигантской застежке-молнии,  делящей Евразию надвое – и делящей, и скрепляющей (вот вам про «скрепы»). Вниз по течению – делящей, против течения – скрепляющей. Русские этот путь, снизу вверх, отлегендарнойМангазеи до будущего Минусинска, прошли за сто лет – и сшили себе из необъятных пространств шубу-страну нечеловечьих размеров. Так вот, Красноярск, в моём понимании, – петелька на воротнике этой шубы.  А КУБ, соответственно, самый центровой фестиваль в России.  Не только по дислокации, но и по духу. По смыслам, которые несут река и просторы. По энергетике места, энергетике встреч, по безупречной раскованности организаторов – людей молодых, красивых и на удивление точных. 

 

сенчин

 

Роман Сенчин, писатель, издатель (Екатеринбург)


Очень рад, что КУБ продолжается. Фестиваль несколько лет уже один из самых ярких литературных событий России. Хорошо, что в этом году мероприятия проходили не только в Красноярске и ближайших к нему городах и поселках, но и в достаточно удаленных - Енисейске, Лесосибирске, Шушенском, Минусинске.Быть может, в будущем литераторы побывают и в старинном Верхнеусиске, в Бахте, которая благодаря Михаилу Тарковскому стала известна всей читающей России. Спасибо организаторам, что приглашают меня на фестиваль. Это мне тем более приятно и полезно, что Енисейская Сибирь - моя родина.

 

авченко

 

Василий Авченко, писатель, журналист (Владивосток)


Проекты, подобные КУБу, решают несколько задач сразу. Во-первых, читатели получают редкую возможность пообщаться с литераторами из Москвы, Петербурга, других российских (а иногда и зарубежных) городов. В этом году, например, среди гостей Красноярска были столь заметные авторы, как Захар Прилепин, Роман Сенчин, Евгений Попов… Во-вторых, сами писатели могут наладить неформальные контакты между собой, а горизонтальные связи очень важны в силу огромной территории нашей страны и её информационной «разорванности».

Кроме того, фестиваль проходит не только в Красноярске, но и в десятке других точек края, что совершенно правильно. Мы с Михаилом Тарковским и Вероникой Шелленберг, к примеру, побывали в Лесосибирске и Енисейске, с Сергеем Носовым – в Железногорске. Это удивительные города, замечательные люди. Ничего подобного Енисейску я до сих пор не видел – почти 400-летний город, в прошлом – столица Восточной Сибири, а теперь своего рода музей под открытым небом.

Надеюсь, пример Красноярска будет использован и в других регионах. Мне вообще близка идея полистоличности, когда вместо оппозиции «метрополия – периферия» мы бы видели в нашей стране сеть региональных столиц – культурных и экономических, по уровню жизни и доступности материальных и нематериальных благ сопоставимых с Москвой и Петербургом и к тому же обладающих собственным неповторимым лицом. Одной из таких столиц был бы мой Владивосток, другой – Иркутск, третьей – Красноярск и так далее. Что, разумеется, никоим образом не отрицает столичный статус Москвы и не покушается ни на какие устои. 

Ну а уж в самой Сибири литературные традиции давние и крепкие. Сибиряки Шукшин, Вампилов, Распутин, Астафьев, возможно, сказали самые важные вещи о русском человеке во второй половине ХХ века. Хочется, чтобы эта традиция не прерывалась.

 

носов основная

 

Сергей Носов, писатель (Санкт-Петербург)


Что КУБ для меня? Вот один эпизод… Мы с Василием Авченко в холле гостиницы – я записываю на диктофон его спич о кимберлитовых трубках. Авченко, сын геологов и сам знаток горных пород, повествует мне о минеральном составе кимберлита, о разновидности трубок, о непростых обстоятельствах открытия Ларисы Попугаевой и значении звания «Первооткрыватель месторождения». Почему под диктофон? Для книги, которую пишу. Про геологию? Да нет, про Петербург. При чем тут Петербург? А все дело в том, что я учился в школе, на которой сейчас висит мемориальная доска, посвященная Ларисе Попугаевой. Доска появилась не так давно, ничего я до того о Попугаевой не слышал. Надо было приехать в Красноярск, чтобы, услышать рассказ о ней автора книги о камнях Владивостока. Рассказ о первооткрывателе коренных алмазов, учившегося в нашей школе с 1937 по 1941 год. Это КУБ.

Лично я выступал пять раз. Один раз – опять же, с Авченко – в библиотеке поразительного, почти невероятного Железногорска. Нам подарили по коробке конфет с названием города, которое в былые времена даже не указывали на картах. «Пустую сохраню на память». «Обязательно», – был мне ответ.

Была чудесная прогулка к Столбам. Столбы это Столбы. Но что многих поразило еще – черные белки. Черная белка – не оксюморон ли это? Кто-то сказал, что рыжие распространены до левого берега Енисея, а берег правый, где мы, и далее на восток – территория черных. Я поверил.

 

дклепов

 

Вадим Дулепов, поэт, Председатель оргкомитета Премии имени П.П. Бажова (Екатеринбург)


В Красноярске я видел Енисей: эй, Енисей, неси и всё такое… По личному обыкновению шляться в одиночку в незнакомом городе — прошел пешком от Николаевского моста до Виноградовского. По Коркинскому мосту проехал раньше, возвращаясь с незапланированной встречи со школьниками Кировского района, куда в промежутках фестивальных мероприятий утащили меня весёлые старики-ветераны в матросских костюмах.

В Красноярске мой слух ласкали топонимы Остров Отдыха, Атаманские острова (Верхний и Нижний), Слобода Весны, речка Кача, название которой на сибирском русском языке означает стоянку кочевников, коренных качинцев, а не «крест», как в Крыму, или «корабль» — если б говорить на русском архангельском…

Ещё — я с трепетом разглядывал массивные шедевры поздней советской архитектуры: без всякой иронии, позднесоветский стиль — марка Красноярска. Конструктивистских и сталинских строений почти не видал, зато могу припомнить чувство удивлённой ностальгии, когда течение красноярских улиц выносило на строения в польско-литовской манере девятнадцатого века… От чёрных деревянных домин особых чувств не случалось — и своего на Урале полно кержацкого добра.

Словом, я со спокойной совестью могу сказать: моё личное географическое открытие Красноярска, где я побывал впервые, состоялось. Замечательный город. Мощный.

Стихов на КУБе я читал немного и неохотно делал это. Презентация чего-либо — всё ж не мой формат, я и слитка золота не продам. Однако был по-стариковски очарован, когда в самый первый вечер на конкурсе под названием «Глаголом жги» неизвестная мне девочка страстно и жизнеутвердительно отожгла моего медитативного, усталого «Географа». Фишка соревнования заключалась в том, что поэты, заявившиеся в него, брали конверты, в которых были вложены стихи других поэтов, а затем три минуты читали выпавший таким случайным образом текст. Конвертов было много, больше двадцати, всё мероприятие длилось чуть больше часа. Спрашивается, каковы были шансы у моего стихотворения? Я уж, было, заподозрил организатора фестиваля Татьяну Поталовскую-Шнар в избыточном гостеприимстве: мол, кручу-верчу, всем гостям приятно сделать хочу. Но когда поэту из Иркутска Якобсону (ударение на последний слог фамилии) досталось читать поэта из Иркутска Якобсона, успокоился: действительно судьба, лотерея.

При том, что вниманием и приязнью не был обойдён ни один участник. Радушия и хлебосольства хватало всем: бери, сколько хочешь, в пределах отведенного лимита. Не знаю, как с випами, а в Красноярск я летел за свой счёт, кормиться, кроме гостиничного завтрака, старался тоже по отдельной, собственноручно оплаченной диете, маршруты, как уже было сказано, прокладывал сам… Разведчики обычно стараются не привлекать к себе внимания… А моя миссия в Красноярске, как я определил её для себя, состояла в том, чтобы разведать-посмотреть-сравнить: как всё работает. КУБ ведь — известное и уважаемое в профсреде собрание.

На этом месте я позволю пропустить живописание иных, программных мероприятий. Если хочется что-то рассказать, оглянись вокруг: нет ли рядом людей красноречивее и умнее?

Пропущу и промежуточные наблюдения, а человек я, как следует из вышеизложенного, любопытный. Перейду сразу к выводам.

По моим наблюдениям успех и стабильность КУБа — при совсем невеликом бюджете — заключается в следующем: разумном балансе всего. Правых — левых (и в искусстве, и в политике), столиц — провинции, знаменитостей — не очень знаменитостей, девочек — мальчиков и так далее, «продолжи ряд, сынок». Очевидно, что организаторы фестиваля (и Т. Поталовская-Шнар лично) любят в литературе не себя и даже не литературу в себе, как менеджеры иных сопоставимых по масштабу ивентов, а литературу просто и представляющих её литераторов, знают предмет и внимательно относятся к подробностям. Поэтому участвовать в КУБе комфортно, и для понимающего человека любопытно.  

 

белохвостова

 

Юлия Белохвостова, поэт (Москва)


Литературный фестиваль обыкновенно связан накрепко и даже обусловлен тем местом,  где он проходит, его литературной предысторией, чаще всего – каким-то определенным именем. Фестивали, у которых такой местной привязки нет, обычно быстро чахнут. С этой точки зрения красноярский КУБ – очень интересное явление. Не то, чтобы не было там гения места, имени, вокруг которого мог бы разрастись литературный фестиваль – здесь тебе и глыба литературная Виктор Астафьев, и воспевавший Сибирь Игнатий Рождественский, но все же фестиваль образовался чуть в стороне от местной лит.традиции. Изначально цель была поставлена амбициозная – привезти сюда писателей и поэтов со всей России, включить Красноярск в активную литературную жизнь страны  и занять в этой жизни одну из ведущих позиций. И вот уже шестой год фестиваль не просто существует, а крепнет и становится все более известен в литературных кругах. Теперь если скажешь «была на КУБе» - никто из коллег и не подумает, что загорала под пальмами на Карибском море, всем ясно, про какой КУБ я говорю.

Я принимаю участие в этом фестивале пятый раз, внимательно слежу за его изменениями, за тем, кто приезжает и кто принимает гостей. Не могу не отметить  удивительную движущую силу этого огромного процесса – силу в лице одного человека, энтузиаста и подвижника, горящего своим делом, а точнее – делом всех тех, кто участвует в фестивале. Сама она не пишет, что тоже удивительно и, с другой стороны, прекрасно, потому как хотя бы частично снимает субъективность в выборе приглашенных. Я говорю о директоре Дома Искусств Татьяне Поталовской-Шнар. Мне кажется, что такие молодые, энергичные, хорошо образованные управленцы в культуре сегодняшней (особенно в литературе, столь неторопливой и по большей части возрастной в своем руководстве) просто жизненно необходимы не только не региональном, но и на общероссийском уровне. При этом ее позиция – прежде всего литература, а всё остальное (политика, личные симпатии ит.д.) потом – помогает ей собрать в Красноярске удивительно разных людей, у нее были Лимонов и Прилепин, Ерофеев и Попов, Воденников и Куллэ… Всех не перечислить, только в этом году было более 50-ти гостей.  Расширяется и география выступлений – все шире фестиваль захватывает  край, в этом году «докатились» уже и до Минусинска и Шушенского.

Отрадно и даже удивительно, что это – один из немногих фестивалей, который финансируется администрацией, у него есть бюджет! Правда, без помощи партнеров и спонсоров было бы тяжеловато и всегда хочется большего, но факт остается фактом – деньги на фестиваль выделяются. А вот вниманием как-то обходят. Словно никому, кроме этого самого Дома Искусств, и дела нет, что литераторы со всей страны не куда-нибудь на неделю съехались, а в Красноярск. Что потом еще месяц-другой в литературной прессе России будет упоминаться Красноярск с самыми восторженными эпитетами. Что ж, получается извечное «что имеем – не храним»… Не хотелось бы, чтобы и продолжение было традиционным «потерявши – плачем». Я желаю КУБу крепнуть  и расширяться, активнее включать в свою работу местных писателей  и, что очень важно, местную литературную прессу, оставив в стороне все разногласия, не касающиеся литературы. Собирать большие залы , потому как самое главное для автора, ради чего он готов и за тридевять земель поехать  – это встреча с читателем.

 

стрельцов

 

Михаил Стрельцов, Директор Красноярского отделения  Литературного сообщества писателей России

По итогам литературного фестиваля Первый секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко предложила некоторым участникам семинара по прозе публикации в альманахах «Лед и пламень», «Детское время», в сборнике «Я научила женщин говорить». А так же выделила специальные стипендии на издание книг автору из Томска Борису Пейгину и на общий сборник лучших работ участников семинаров по прозе, по поэзии, проведенных во время Всероссийского литературного фестиваля "Книга. Ум. Будущее", а так же работы победителей конкурса им.И.Рождественского 2018 года.

На закрытие фестиваля членский билет Русского ПЕН-центра из рук Президента ПЕНа Евгения Попова получила поэтесса Ольга Гуляева, а Светлана Василенко вручила билеты СРП красноярским поэтам Дарёне Хэйл и Оксане Горошкиной, что в будущем обещает стать доброй традицией.

 

калашников

 

Геннадий Калашников, поэт, ведущий семинара поэзии на КУБе (Москва)


Мне посчастливилось участвовать в работе второго фестиваля КУБ, и вот довелось поучаствовать  в четвертом, чему я очень рад. Еще в первый раз меня поразил поистине сибирский размах этого мероприятия, его блестящая организация, за что низкий поклон Татьяне Поталовской-Шнар и ее помощникам.

Смею надеяться, что теперь я неплохо знаю красноярских поэтов, особенно "племя младое", которое стало мне хорошо знакомым и родным. Радуюсь тому, как выросли и продвинулись иные студийцы. Рад не только их книгам и подборкам, но и отдельным удачным стихам, и даже отдельным строчкам. Не называю имен, потому что о каждом хочется говорить отдельно, что мы и старались делать на наших занятиях. Не сомневаюсь, что наша работа продолжится. Многое из того, что было предметом взыскательного обсуждения, увидит свет в альманахах Союза российских писателей "Паровоз" и "Лед и пламень". А там, глядишь, и до книжечек дойдет дело...

Но это все впереди, а сейчас хочу  повторить слова, ставшие рефреном на нашем семинаре: Надо работать!

 

Александрова

 

Нина Александрова, поэт, филолог (Москва)


Для меня это был второй КУБ (первый произошел в 2016). Я знаю, что некоторые участники ездят сюда по нескольку лет, и это в общем-то неудивительно.

Один из самых (да ладно, может и самый) уютный и гостеприимный литературный фестиваль. Вообще  это потрясающее свойство сибирских фестивалей  – быть совершенно не про литературные практики, не про торжество конвенциональной или неконвенциональной поэзии – а про душевное тепло, про место, где можно просто быть, просто по-человечески хорошо говорить с коллегами по цеху и с читателями.

В этом году программа была чрезвычайно насыщенной – больше ста мероприятий, иной раз приходилось колесить по краевым библиотекам по 12 часов, чтобы приехав в Красноярск, выдохнуть и отправиться выступать дальше. Невероятная энергия, недельное существование почти на пределе сил, лекции, творческие встречи, беседы со школьниками. Нескончаемый карнавал без конца.

Возвращаться после этого в мир живых конечно трудновато. Полностью не могу освоиться до сих пор.

 

Рычкова-закаблуковская

 

Алёна Рычкова-Закаблуковская, поэт (Иркутск)


Второй раз принимаю участие в этом мероприятии. Впервые попала на КУБ в прошлом году.

Удивительна сама атмосфера, создаваемая красноярцами. С первых мгновений ощущаешь себя под защитой и чутким руководством. Творческие люди всегда рассеяны и не собраны. Отлаженные действия руководства просто архи необходимы. Татьяна Поталовская и её команда прекрасно справляются с этими задачами.

Бурный водоворот событий просто оглушает и не отпускает до самого последнего фестивального мгновения. Семинары, совместные чтения – это то, что бесконечно обогащает, наполняет свежим воздухом. После первого посещения КУБа ощущение необыкновенной лёгкости не покидало меня долгое время. Нынче себя чувствую пчелой, переполненной впечатлениями. Как сказал Серёжа Ивкин: требуется перезагрузка. Долго ещё предстоит раскладывать по полочкам, переосмысливать всё увиденное и услышанное.

Надо сказать, что у нас в Иркутске в ближайшее время, а именно с 10 по 17 июня будет проходить 17 Международный фестиваль поэзии на Байкале. Иркутск будет встречать русских поэтов, живущих не только в России, но и за рубежом. Старожилы фестиваля рассказывали, как Таня приезжала к нам набираться опыта по проведению такого массового мероприятия. Сейчас КУБ потрясает своей широтой. Охват территорий, количество встреч, семинаров, мастер-классов просто ошеломляет. Хочется пожелать фестивалю долгой и насыщенной жизни. Большому кораблю – большое плавание в суровых Енисейских водах.

 

ивкин

 

Сергей Ивкин, поэт (Екатеринбург), двухкратный победитель поэтического слэма в Красноярске


Фестиваль КУБ делается в первую очередь для зрителей, это экспансия современной литературы в города Красноярского края. КУБ построен так, чтобы представить максимально разных авторов и привезти их в максимально разнообразное количество мест. Именно писателей к читателям.  Своеобразная лотерея. Поскольку практика того, что человек осознанно едет на неизвестного автора не работает, то только имя фестиваля ставит гарантию качества. Хочешь осознанного выбора –  читай и приезжай сам.

Среди всего программного разнообразия КУБа, я отметил бы следующие мероприятия. Презентацию свободной издательской инициативы «Здесь» (Новосибирск). Святослав Одаренко представил три серии книг:  1) промо-книги, являющиеся визитками поэта,  2) толстые книги (Владимир Иткин "Прибежище"  –  поэма на грани поэзии и прозы, "Город Iванiв" – стихи памяти, Сергей Шуба "Кому это надо?") и 3) серию "Напросвет". В серии «Напросвет» книга собирается из трех сортов бумаги, и текст просвечивает сквозь иллюстрацию. Промо-серию представляла поэт и фотограф Катерина Скабардина, серию "Напросвет" - Ольга Левская книгой сказок и Ольга Захарова «Кубинской книгой» стихов. Тогда же в Музее Астафьева прошла презентация серии "Скрепка" из Иркутска от Светланы Михеевой и Артема Морса. Эти книги-брошюры сохраняют авторов Сибири, зачастую так и не вышедших к большой публике. Главные звезды серии – Ирина Рыпка и Алена Рычкова-Закаблуковская.

Много и хорошо читал в Доме Искусств Герман Власов. Особо я отметил бы его цикл стихов  по Достоевскому, вошедший в проект «Русская поэтическая речь», но отвечая на вопросы из зала, Герман сказал, что будет над ним еще работать и издаст отдельной книгой.

Екатеринбургская делегация выступила достойно. Я, Елена Соловьёва, Вадим Дулепов, Нина Александрова коротко и объёмно осветили культурные институции города: журнал «Урал», фестиваль «Толстяки на Урале», Музей писателей ХХ века, Библиотеку им.В.Г.Белинского и её «Екатеринбургский книжный фестиваль в Белинке», Дом писателей со Всероссийской литературной  премией Павла Бажова.

Главное событие –  выступление Захара Прилепина. Два часа человек держал зал рассказами о себе. Яркая фишка – военная история Пушкина из его новой книги «Взвод».

После экскурсии на Столбы 23 апреля прошёл арт-поэт баттл «ПандА». Татьяна Поталовская-Шнар не скрывает, что общую идею позаимствовала на «Екатеринбургском книжном в Белинке», но актер тут работает в связке с поэтом более плотно, порой как бы вытягивая из него стихи. Победил Виталий Беркут, хотя на мой вкус был лучше дуэт Ивана Клинового.  Получилось зрелищно, зал кипел, возмущался, бурно реагировал.

Из участников поэтического Слэма, я бы хотел отметить Екатерина Малиновскую, явное обещание большого поэта в будущем.

Хорошее мероприятие городской конкурс по сторителлингу среди подростков, финал которого судили Наталья  Якушина, Стефания Данилова и я. За три минуты ребенок должен в первом туре рассказать историю по картинкам, вытащенным наугад. Во втором туре использовать строчку из современной литературы для детей. В третьем выдать свою историю. Победительница умудрилась соединить все три сюжета в один.

Хорошую «затравку» для представления приехавших на фестиваль прозаиков дает Писательский турнир «Глаголом жги»,  когда писатели на сцене наугад вытаскивают конверты и читают в зал кого-то из участников. И соревнуются в этом чтении. Ну и ночные поэтические посиделки –  это норма, о них нет смысла писать. У меня в номере пели и читали до 2 ночи.

 

немарская

 

Марина Немарская, поэт (Санкт-Петербург)


Я начну с бытовых моментов. Очевидным преимуществом был внутренний трансфер по мероприятиям. Все четко и вовремя. Номера гостиницы, на мой взгляд, приличные, хоть и скромные. Я была одна в комнате все время фестиваля и могла нонстопом принимать гостей.

Идейный вдохновитель и главный организатор фестиваля, Татьяна Поталовская-Шнар занимает очень активную профессиональную позицию и всеми силами продвигает творчество красноярских писателей в среде потенциального спроса. Вопреки крутому нраву, (а с иным за подобное и браться не стоит), своими смелыми идеями, подвижничеством и искренним неравнодушием к нелегкой писательской доле, Таня вызывает симпатию, даже восхищение.

Ольга Левская была первым человеком фестиваля, с которым я услышалась вживую. Потом я увидела Ольгу уже в Доме Искусств, когда она помогала выступающим участникам. А еще Ольга спасла наш спектакль #дряньдряньдрянь, великодушно согласившись прочесть стихи заболевшего автора, Сара Зельцер. Супруг Ольги, Владимир Полухин, был с нами за кулисами весь репетиционный день и заместил на посту хранителя спектакля отсутствовавшего МаксимаГликина. Спасибо!

Из хороших моментов хочется отметить, что, вопреки всем трудностям, мы с Олей Аникина читали неплохо и даже смогли отыграть новые краски в парной работе.

По сути, это был мой первый сибирский литературный фестиваль. И по эмоциональным потрясениям, и по знаковым событиям.

Таким событием стало личное знакомство сАлёна Рычкова Закаблуковская и Ирина Рыпка. Даже не хочу ничего рассказывать, потому что кажется, если много говорить об этих волшебных женщинах, то они превратятся в радужную пыль).

Отрадой сердца стало знакомство с добрейшим Геннадий Калашников, с которым мы читали друг другу стихи на ухо по дороге из ЗАТО Зеленогорск, куда ездили выступать перед детьми и подростками.

И еще множество интересных мероприятий, приятных и неожиданных развиртуализаций. Яркая поездка, всем спасибо.

 

Фото Германа Власова