Евгений Степанов

Литобоз


В «Интерпоэзии» № 2 / 2016 яркая подборка стихов Данилы Давыдова. Поэт-филолог, работающий в жанре «наивной» поэзии, на этот раз разнообразил палитру своих версификационных приемов, в частности, успешно начав использовать (видимо, под влиянием классика жанра Ильи Кормильцева) стилистику рок-поэзии. Такой микст — наива и рока — дал неожиданный суггестивный результат. Особенно запомнилось замечательное стихотворение «АРИЯ ИЗ ПЛАНИРУЕМОЙ ОПЕРЫ»:

лишь любовь нам поможет в мечтах
лишь любовь
лишь любовь
но еще ведь и радость и страхтолько страх
только страх
но еще ведь и ужас и боль
и еще алкоголь
и еще алкогольтолько боль
только боль
и еще и еще много странных вещей
и еще
и еще
чтобы шел он к примеру под черным плащом
ну а я бы была ни при чеми еще и ещетолько нежность и страсть
и того к кому можно припасть
и упасть прямо в пасть
но пускай он под черным плащомтолько нежность страсть и любовь

Восьмидесятилетний Алексей Горобец в «Поэтограде», № 22 / 2016 представлен большой юбилейной подборкой. Об этом поэте не часто пишут в центральной прессе, между тем, его смело можно отнести к блистательной плеяде «тихих лириков» (Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Владимир Соколов…) Алексей Горобец родился в 1936 году в Краснодаре. В 1960 году окончил Ленинградскую Военно-медицинскую академию, служил войсковым врачом. Писать стихи начал, выйдя на пенсию. Издал тринадцать стихотворных сборников. Стихи публиковались в краевой и московской периодике, в том числе в журналах «Наш современник», «Континент», «Московский Парнас», «Литературная учеба», «Аврора», «День и Ночь», «Дон», «Кубань», «Родная Кубань», «Звезда Черноморья», в антологии «Русская поэзия. ХХI век» (Москва), в многотомнике «Кубанская библиотека» (Краснодар), в альманахе «Лебедь» (Бостон, США) и др. Член Союза писателей России с 2002 года. В 2008 году награжден Литературной премией им. М. А. Булгакова. В 2014 году стал лауреатом премии губернатора Краснодарского края в области литературы.
Вот одно из стихотворений подборки:

История — неточная наука.
И в этом мнится некий недочет.
Опять — скучна, глуха и близорука —
Рассудочность, брюзгливая старуха,
Меня по кочкам топким понесет.И обозначит светлое на темном,
И подмалюет темному рога,
Копыто или хвост, хотя рука
Уже творит движеньем потаенным
Знаменье крестное, сбиваясь…И пока
Еще есть время, всем неугомонным
Своим любовям, верам полусонным,
Надеждам, что заглядывают в рот,
Ты спешный учинишь переучет.И все пройдет.
И тихий снег пойдет
Над безутешной скаредностью дней.
И явит нам погиблое столетье
Осколки слов, молчанье, междометья…И сладость инея,
И белые соцветья
Рассветной изморози в кипени ветвей.

Голос негромок, но пронзителен. Слова просты, но щемящи. Лучше не скажешь: «И все пройдет./ И тихий снег пойдет».Наталья Рожкова в «Литературных известиях», № 4 / 2016 представлена одним, но очень сильным стихотворением «Поэт»:

Последний день Помпеи.
В плащ закутан,
Стоит спасенный отрок и глядит
На зарево, руины, мертвых лица…
Он вырастет. В своих стихах бессмертных
Поведает об этом — и сгорит
Через века — в последний день Одессы.

Трагическое стихотворение, в котором Наталья Рожкова увидела страшные и не связанные, на первый взгляд, параллели.